Колёса – важнейшая часть передвижного оборудования и грузовых тележек. Подбирая нужный вариант и просматривая в каталоге модели, часто можно увидеть предупреждение: грузоподъёмность указана под статической нагрузкой. Что это значит?
Из школьного курса физики известно: статическая нагрузка – это максимальная нагрузка (в daN, 1 daN=1N (Ньютон)), которую способно выдержать колесо, находящееся в состоянии покоя: в неподвижном состоянии или закреплённое в определённом месте. Её называют гравитационной, поскольку она действует по вертикали.
Динамическая нагрузка (временная) в daN – это максимальная нагрузка, которая удерживается одним колесом в соответствии со стандартом UNI EN 12532 при определённых условиях:
- ровная и твёрдая опорная поверхность;
- равномерное движение при скорости 4 км/ч;
- 15 000 вращений по Ø и через 500 препятствий;
- температура +20°С (+/- 10°);
- помехи шириной 100 мм и высотой не более 5% от Ø;
- рабочие операции по 3 мин с интервалом в 2 мин.
Динамические нагрузки могут появляться и исчезать, менять место приложения. Если на тележке перевозить груз – возникает значительная динамическая нагрузка. При передвижении пустой тележки её значение ниже.
Как отражается динамическая нагрузка на состоянии колёс?
Колёса для грузовых тележек бывают двух типов: цельнолитыми и ошинованными. В цельнолитых моделях контактный слой является продолжением обода и выделен только конструктивно. Это модели из чугуна, бакелита (фенопласта) и нейлона.
К ошинованным моделям относятся колёса, у которых контактный слой (шинка) крепится к ободу. Это делают для того, чтобы улучшить ходовые качества и не повреждать напольное покрытие. Для ошиновки используют полиуретан, чёрную или серую литую резину. Эти материалы отличаются высокой износостойкостью, прочностью, и имеют хорошую сцепку с поверхностью. Их наносят на обод методом вулканизации.
Если на цельнолитые модели пребывание под статической и динамической нагрузкой практически не влияет, то в колёсах с контактным слоем после длительного нахождения под нагрузкой появляется остаточная деформация. Она влияет только на начало движения, затем шинка быстро восстанавливается. Степень деформации зависит от материала. Больше всего деформируется шинка из чёрной литой резины.